Как отличить хорошую вещь от барахла

Истории о походах на блошиные рынки всегда звучат маняще-привлекательно, а интерьеры, в которых использованы драгоценные находки (особенно, если они сняты опытным фотографом), выглядят эффектно и радуют глаз небанальными деталями. Мы попросили практикующих профессионалов — дизайнеров, архитекторов и декораторов — поделиться советами, как, выбирая интерьерный винтаж и антиквариат, отличить стоящую вещь от ненужного барахла. Получившийся набор советов пригодится как во время походов на «блошки», так и в процессе интернет-серфинга на ebay и разбора бабушкиных антресолей или шкафов, оставшихся от прежних хозяев жилья.

Luxurious vintage interior of sitting-room

Luxurious vintage interior of sitting-room

Игра или инвестиции?
Прежде всего стоит ответить себе на вопрос: зачем вам винтаж или антиквариат? Если вы рассматриваете будущие покупки как статусное приобретение или потенциальную инвестицию, самым правильным шагом будет обратиться за помощью к профессионалам. Они подскажут, где искать, и смогут провести квалифицированную атрибуцию: правильно определить время создания и авторство, отличить подлинник от подделки и т.д. На то, чтобы стать знатоком в какой-либо области, у людей обычно уходят годы — и, как правило, эта область достаточно узка.

Чтение даже большого количества книг — как и общие знания по истории искусства —поможет лишь отчасти: для правильной атрибуции нужен опыт общения с реальными вещами, который ничто другое не заменит. Другое дело, если ваша цель — найти интересные акценты для интерьера. А стоимость, происхождение и историческая ценность предмета второстепенны или вовсе не имеют значения. В роли таких «изюминок» могут выступать даже копеечные товары (или, как минимум, предметы немузейного уровня). Главное — правильно их обыграть.

«Я предпочитаю не привязываться к идее эксклюзивности предметов, приобретенных на блошиных рынках, — признается дизайнер Татьяна Красикова. — Если вещь нравится, то смело покупаем, реставрируем и наслаждаемся».

maxresdefault

«Волшебного инструмента, позволяющего сходу и безошибочно определить ценность вещи, у меня нет. Поэтому я ориентируюсь на “шестое чувство” — то самое мимолетное и едва уловимое “первое ощущение” от вещи. Она сразу нравится — или сразу нет! Это самый важный знак и сигнал для меня. Вывод: надо тренировать и развивать внутреннее видение и интуицию. У каждого человека есть это чувство, только надо научиться его слышать!» — отмечает архитектор Борис Матвеев.

Совет: То, что специалисты называют «насмотренностью», — бесценное качество, которое во многих случаях облегчает выбор. Смотрите больше фотографий в блогах, каталогов выставок и аукционов, ходите в музеи и т.д.

Подумайте, к какому типу любителей винтажа и необычных вещей вы относитесь. Во многом это зависит от личных вкусов, предпочтений относительно количества вещей в квартире, мнения тех, кто живет с вами. Кто-то делает ставку на отдельные предметы-акценты и точечно встраивает их в интерьер. Другие предпочитают метод более или менее строгой реконструкции конкретного стиля без эклектики. Наконец, есть вариант «эстетствующего Плюшкина», когда человек покупает все, что нравится, словно про запас, мешая ценные предметы с экстравагантными мелочами и т.д. Так часто действуют профессиональные декораторы. Все стратегии имеют право на существование — лишь бы вам было комфортно!

Совет: «На блошиных рынках самые стоящие экземпляры разбирают уже с утра, — отмечает дизайнер Ольга Рудакова. — Чем позже вы придете на рынок, тем больше вероятность, что ничего ценного уже не осталось».

«Нужно определиться со стилем жилья или общественного пространства. Если подразумевается нестрогий стиль и смешение разных направлений, нужно посмотреть, постараться почувствовать, подойдет ли конкретный интерьерный объект по форме, материалам и цвету. Можно ли его превратить в арт-объект? Хотя совокупность всех факторов, влияющих на принятие решения, зачастую может оценить только специалист — дизайнер или декоратор», — убежден архитектор Михаил Алтоцкий.

«У меня была клиентка, которая никак не хотела расставаться с бабушкиным старинным сундуком, который через века сохранил запах сосновых шишек. И потом мы его очень удачно вписали в интерьер, кинув на него вязаный плед», — рассказывает декоратор Алена Козлова.

il_fullxfull.243691471

Боритесь с предубеждениями!
«Встречаются очень хорошие старые вещи, которые надоели нам, потому что были в нашем советском прошлом. Так, метлахская плитка сегодня очень ценится в Европе, но не воспринимается россиянами, так как в советское время ее клали в подъездах. Интересны старые бабушкины комоды, сундуки, обтянутые кожей, ретро-чемоданы», — замечает арт-директор Галина Ворошилова.

Совет: Если вам достались какие-то вещи от предыдущих хозяев, не спешите их выбрасывать. Мебель из ценных пород массива или камня, любые советские люстры, аксессуары, скульптуры советуем предварительно показать специалисту.

«Все, что подойдет по стилю вашему проекту, — хорошо. Все, что не подходит, даже если это комод Людовика, стоит или продать, или подарить, — убеждена архитектор Ольга Ульянова. — Выкидывать вещи вообще не стоит: ведь можно их изменить, дать им новую жизнь, покрасить, обклеить, декорировать. Если вы сами не хотите этим заниматься — отдайте тем, кто хочет».

Время выбирать
Есть несколько базовых правил, которые помогут выбрать вещь, способную прослужить долго, и не пожалеть о потраченных времени и средствах.

Оцените общее состояние вещи
Сколько раз она окрашена, нет ли заметных невооруженным глазом дефектов, цело ли покрытие на металле и т. д. Некоторые из повреждений могут быть фатальными: например, изъеденное жучком дерево становится хрупким и не реставрируется.

При этом профессионалы советуют не бояться следов времени, которые можно исправить. «Старайтесь не покупать уже отреставрированные вещи — либо сильно переплатите, либо не увидите скрытых под реставрацией дефектов — например, следов жучка. При покупке мебели внимательно смотрите на способы крепления досок и гвозди — это те самые признаки, которые выдают истинный возраст или следы плохой реставрации (что сильно уменьшает стоимость). Они должны быть старыми», —отмечает архитектор Оксана Куприянова.

Совет: Если вы «влюбились» в достаточно дорогой предмет, требующий реставрации, и хотите поторговаться, лучше сначала найти реставратора и показать ему вещь для определения стоимости работ. И с учетом этого формировать предложение по цене.

come-realizzare-accessori-per-il-bagno_0e8be237ea984aa97c571387c22f658d

Крепкую старинную мебель всегда можно переобить и сменить наполнение. Именно так поступают с модными сегодня предметами в стиле mid-century (как на фото).

«Если вам нравится старый стул, который вполне еще может служить, не стоит отказываться от него только потому, что он не оценен антикваром, — убеждена дизайнер Вероника Чащина. — Любая вещь, созданная до эпохи массового потребления, несет в себе тепло человеческих рук и частичку души ее создателя. Я называю их “вещи с историей” и очень люблю использовать в интерьерах клиентов и у себя дома. Сегодня мы часто не даем предметам прожить полный цикл их жизни и уничтожаем раньше, чем приходит их реальный час. И это печально, расточительно и даже жестоко. Кроме того, новая вещь далеко не всегда достойна занять место старой. Подумайте об этом».

Контекст имеет значение
Постарайтесь представить себе предмет не там, где он есть сейчас, а там, где он может оказаться. Находясь среди хлама, даже редкая жемчужина может казаться барахлом — особенно для неопытного человека. А в другом окружении вещь может заиграть.

«Менталитет европейцев отличается от нашего просто потому, что их рынок насыщен предметами старины, которые несложно выбрать и в разумные сроки и за разумные деньги можно отреставрировать. При этом страсть к тотальной новизне им свойственна гораздо меньше, — отмечает дизайнер Ольга Окунева. — Мы, россияне, все еще не устаем наслаждаться новыми, модными, импортными, дизайнерскими вещами и несколько брезгливо относимся к “поношенным” предметам. Это неплохо и не хорошо — это факт, некая стадия развития.

Но тенденция меняется, и все больше винтажа — родного или импортного — приходит в нашу интерьерную жизнь. Это радует: появился дополнительный выбор! Ведь многие интерьеры создаются с замахом на родовое гнездо, с ностальгией по прошлому веку и прошлому быту. “Пожившие” вещи в этом случае необходимы».

antique-silver-butter-dish

Всегда присматривайтесь к деталям
Насколько хорошо они выполнены, как проработан орнамент. Часто именно это отличает по-настоящему стоящую вещь от грубой поделки. «Действительно классные вещи хороши в мелких деталях», — подчеркивает Антон Базалийский.

Фарфор и серебро
«На фарфоре, который вам кажется антикварным, нужно внимательно осмотреть клеймо: по нему можно определить фабрику и возраст изделия. Белый фарфор — часто самый дешевый. Если есть рисунок, то нужно определить, что это. Если деколь (переводная картинка) — это недорогая вещь. Деколь с прорисовкой стоит дороже. А если ручная роспись — скорее всего, вещь представляет большую ценность. Очень дорого стоит фарфор с различными советскими лозунгами.

Серебряные столовые приборы тоже, скорее всего, ценны. Рядом с пробой регулярно можно найти клеймо фабрики или имя мастера. Помимо частых «А.П.» и «К.М.» встречаются вещи Фаберже, Болина и Грачёва — самые дорогие на серебряном рынке. Также обратите внимание на подстаканники с интересными узорами — они могут стоить больших денег», — отмечает Маргарита Мустафина.

Совет: Возраст настольных ламп часто можно определить по патрону: в старых антикварных экземплярах он фарфоровый.

Разум и чувства одинаково важны
Старайтесь не забывать ни про одно, ни про другое. «Здесь работает тот же принцип, как и с покупкой одежды: вы увидели пальто и сильно его захотели, купили, потом стали искать шарфик, сапоги и перчатки, сумку, шапку и т.д.

Если вам неожиданно достался драный комод и облезлый секретер (в моем случае это были ничем не выдающиеся американские 1930-е) и возникло то самое чувство, что он очень нужен, купить новые ручки, ликвидировать либо оставить поношенность — вопрос не очень больших средств и временных затрат. Эмоциональная мотивация — основной двигатель покупок на «блошках»: кресло, как в детстве, лампа, как у бабушки, и т.п.», — отмечает Мария Каткова.

Совет: Импульсивных и случайных чудесных находок никто не отменял. Но не надейтесь только на случай. «Неискушенный новичок может очень быстро потеряться на блошином рынке и потратить все деньги на пустяки. Поэтому составьте ориентировочный список покупок. К примеру, вашей целью являются аксессуары для интерьера. В Москве стоит обратить внимание на блошиный рынок на Тишинке. А вот за коврами или мебелью, заранее вооружившись размерами, следует отправляться в Санкт-Петербург», — советует Инга Борисова.

Источник

По этому и любым другим вопросам, Вы можете получить бесплатную консультацию дизайнера.

Ваше имя

Ваш телефон или e-mail

*Документы и информация

Комментарии закрыты.